Очень часто преподаватель не интересуется подлинными мотивами поведения ученика. Учителю средней школы приходится сталкиваться со многими любопытными характерами.
"Меня особенно заинтересовал один ученик по имени Богдан. Я с самого начала заметил, что он держится замкнуто, в стороне от остального класса. В школу он являлся в одиночестве, покидал ее также один и не делал никаких попыток сближения со своими одноклассниками. Естественно, меня заинтересовало, чем вызвано его столь явное стремление к одиночеству.
В течение последующих нескольких дней я обнаружил, что этот подросток часто плачет. Учащиеся, разумеется знавшие об этой его слабости, дразнили парня «плаксой». Это усугубляло его и без того подавленное состояние и заставляло плакать еще больше.
Я решил побеседовать с Богданом после уроков. Объяснил, что одноклассники третируют его из-за плаксивости. Убеждал его, что бесконечные слезы больше подходят младенцу, но никак не учащемуся средней школы. Я также спросил его, видел ли он хоть одного своего одноклассника, готового заплакать по малейшему поводу. «Не видел»,— ответил он и пообещал покончить со слезами.
Несколько недель все было спокойно. Но однажды, обнаружив, что Богдан при выполнении контрольной работы пользуется шпаргалками, я сделал ему строгое внушение перед всем классом. Не выдержав,Богдан разрыдался. Мне вновь пришлось ему напомнить о необходимости самоконтроля.
Вскоре после этого случая во время обсуждения пьесы выяснилось, что Богдан читает глянцевый журнал и не следит за тем, что происходит на уроке. Как ни в чем не бывало Богдан заявил, что успел прочитать эту пьесу заранее. Я спросил, хорошо ли он понял ее содержание. «Разумеется»,— с гордостью ответил он. Пришлось задать несколько дополнительных вопросов, чтобы доказать ему, как плохо он знает материал. Я привел его в замешательство перед всем классом, и глаза у него снова наполнились слезами.
После уроков у нас состоялся очередной разговор. Я спросил его, правильно ли он поступил, читая во время урока журнал. С виноватым видом он признал свою неправоту. Что касается слез, то я посоветовал ему повзрослеть и воспринимать критику без лишних эмоций, так как в жизни бывает всякое. Кажется, я помог своему ученику."