Следует сказать, что среди стилистов нет единства мнений по вопросу том, какая оппозиция является для лингвостилистики ведущей. Ряд из них считает, что противопоставление разговорного и книжного сохрвняет значение основной стилистической оппозиции. Другие признают эту роль за оппозицией логмческое/эмоииотлыю-оценочное.
Представляется, что споры о том, какая из оппозиций имеет ведущий характер, отвлеченный характер, поскольку вопрос о приоритете решается каждый раз конкретно в зависимости от цели исследования, характера проанализированного материала, методики исследования. Так, анализ оппозиции логическое/эмоционально-оценочное привлекается в целях классификации состава языка и выделения в нем таких больших слоев, нейтральный и эмоционально-оценочный. Данное противопоставление служить также уяснению семантической структуры отдельного слова Например, семантический анализ так называемой оценочной лексики может осуществляться путем проведения компонентного анализа и выделения в слове сем, имеющих различную взаимосвязь логического и эмоционально-оценочного.
Противопоставление логического и эмоционально-оценочного используется также для определения стилистического значения в семантической структуре слова. Стилистическое значение слова, связанное с квалификативными сферами познания, позволяет выделить три типа таких сфер, основанных на противопоставлении (и сопоставлении) логического и эмоциокальнй-оценочного:
-
эмоционально-чувствеиное восприятие и квалификация объектов внеязыковой действительности в основе - непосредственное переживание (эмоция);
-
рационально-оценочная квалификация объектов окружающего мира, в основе - интеллектуальная (логическая) оценка;
- чувственно-образное восприятие и квалификация внеяэыковых объектов, в основе - интеллектуальное и/или чувственное сравнение.