Мотивация всего класса. Один из выпускных классов, в котором я преподавал, состоял из учащихся, ориентируемых на поступление в колледж. С ними мне пришлось нелегко. Еще неприступив к работе, а лишь наблюдая за этим классом, я честно признался самому себе, что он вызывает у меня самые серьезные опасения.
Вначале школьники казались мне не такими уж безнадежными с точки зрения их отношения к учебе, хотя оснований для особого оптимизма у меня тоже не было. Но постепенно они начали настолько «выходить из рамок», что я был вынужден задуматься над тем, как быть дальше.
Класс состоял из тридцати шести учащихся. От коллег я узнал, что большинство из них очутились на подготовительном курсе в колледж лишь в результате откровенного давления со стороны родителей. Только считанные единицы действительно желали продолжить образование после окончания средней школы. Это портило все дело, поскольку учебный план строился в расчете на тех, кто искренне стремился учиться в колледже.
Одним из первых предпринятых мною шагов с целыо внести перелом в сознание и мотивацию школьников было усиленное использование аудиовизуальных средств. Моим подопечным это явно понравилось. Обучение стало для них процессом гораздо более занимательным и доходчивым. Однако дело осложнялось тем, что в классе образовалась небольшая группа смутьянов, всем своим поведением демонстрировавшая полнейшее пренебрежение к учебе.
Но постепенно мне удалось справиться с ними. Поначалу я прибегнул к системе снижения баллов. Но это оказалось эффективным в отношении только одной девушки. Остальные игнорировали любые оценки - для них школы не существовало. Более того, даже временное исключение из школы они рассматривали как своего рода каникулы.
Мне посоветовали применить физические наказания. Этого мне очень не хотелось. Я был не в состоянии вообразить себя в роли экзекутора. Совет пришлось отклонить, поскольку я остался убежденным противником физических наказаний.
Увенчался успехом совершенно иной план действий. Необходимо было так активизировать работу учащихся, чтобы школьники постоянно были заняты настоящим делом и чтобы на праздное времяпрепровождение в классе не оставалось ни минуты.