Учитель создает у своих учеников соответствующую мотивацию, пользуясь различными методами и демонстрируя определенное отношение к преподаваемому предмету. В этом плане можно предложить следующие рекомендации.
Разъясните ваши цели. При четко поставленной задаче учащиеся будут трудиться намного прилежнее. Каждый предмет школьной программы имеет свою цель и определенным образом способствует развитию учащихся. Учитель обязан тщательно разъяснить им задачи своего предмета, сделав упор на его значении в целом и для каждого школьника в частности. Следует также рассказать о взаимосвязи этого предмета с остальными предметами школьного учебного плана. Каждый урок в отдельности также требует обязательного разъяснения его целей всему классу и их соотнесения с общими задачами изучения данного предмета.
Если объяснение ученикам понятно и ценность предмета для них очевидна, это создает им хороший стимул и нрндает четкое направление их учебной работе.
Будьте энтузиастом своего предмета. Учителю нечего надеяться па проявление интереса к своему предмету, если сам он не убежден в его ценности.
Преподаватель должен рассматривать свой предмет как увлекательный и незаменимый для дальнейшего развития своих подопечных. В этом случае энтузиазм учителя хотя бы частично передается его ученикам.
Но бывает, что учителя явно преувеличивают роль своего предмета в школьной программе и в то же время склонны преуменьшать значение других. Они буквально заваливают учеников заданиями. Естественно, что у школьников не хватает времени для занятий остальными дисциплинами. Начинающий учитель должен помнить о важности всех дисциплин школьной программы. Для развития личности учащегося каждый предмет ио-своему уникален. Поэтому учитель не имеет права претендовать па то, чтобы учащиеся все свое время безраздельно отдавали изучению преподаваемого пм предмета и подчиняли этому полностью свои интересы.
Значимое обучение. Ученик, не понимая изучаемый материал, никогда не заинтересуется предметом. Один из путей мотивации процесса обучения - осмысленный труд. Верно, что иные вещи приходится заучивать механически, так как в них недостаточно значимых элементов в полном смысле слова. Но верно и то, что подавляющая часть школьной программы требует именно осмысления, а не механической зубрежки. Обучение, поощряющее школьников к целенаправленной осмысленной работе, должно быть преемственным и хорошо организованным процессом.