Все преподаватели периодически сталкиваются с учащимися, имеющими те или иные недостатки. Но мы не рассматриваем такие дефекты, как слепота, глухота, врожденные хронические увечья, подразумевающие определение страдающих ими детей в специальные учебные заведения. С недавних пор некоторые работники образовательной системы выступают с идеей включения таких учащихся «в общий лоток». Это предложение находится в настоящее время в стадии эксперимента, а его преимущества и недостатки служат предметом оживленной полемики.
Дефекты зрения
Значение зрительной информации в восприятии человеком окружающего мира трудно переоценить. Учащийся с дефектом зрения, как правило, находится в неблагоприятном положении. При этом прослеживается следующая общая закономерность: вследствие дефекта зрительного аппарата мышление человека опирается на неточные данные, что в свою очередь приводит к формированию искаженных понятий и представлений. Поэтому очень важно, чтобы учитель умел своевременно распознать дефекты зрения у своих учеников.
Астигматизм
Несимметричное искривление хрусталика или роговой оболочки глаза, в результате которого человек страдает «затуманенным» зрением. Человек с подобным нарушением зрительного восприятия вертит головой из стороны в сторону, пока не сфокусирует свой взгляд. Если ученик при чтении постоянно склоняет голову набок, не исключено, что у него астигматизм.
Косоглазие характеризуется недостаточной координацией глазных мышц. Однако не во всех случаях оно является ярко выраженным. Иногда косоглазие появляется в результате чрезмерного напряжения зрения и сопровождается заметным отклонением в координации глазных мышц.