Бетти выглядит миниатюрной по сравнению со своими сверстниками. Интеллект ее чуть ниже среднего уровня. У меня создалось впечатление, что она чувствует физическое и умственное превосходство одноклассников. На уроках она могла вести себя довольно дерзко - лишь бы на нее обратили внимание. Когда ее вызывали отвечать, школьница либо молчала, либо отвечала явно невпопад.
До начала работы с этим классом я проконсультировался с другими педагогами относительно Бетти, Все они характеризовали ученицу как трудноуправляемую, не исключая, однако, потенциального улучшения успеваемости. Одна учительница сказала мне, что старалась чаще хвалить Бетти, после чего та стала значительно лучше заниматься по ее предмету. Учительница рекомендовала мне именно такой подход к ней.
В первые дни работы с классом я вызывал школьницу по несколько раз на каждом уроке, но в ответ слышал лишь смешки и саркастические реплики, Всем своим видом Бетти давала понять, что учиться не собирается. Я пришел к выводу, что в течение некоторого времени лучше будет игнорировать ее. Так продолжалось три дня, после чего рука ученицы стала чаще мелькать в воздухе.
Перелом наступил после небольшого теста, в котором за каждый правильный ответ начислялось пять баллов. Необходимый минимум, который нужно было набрать, составлял шестьдесят пять баллов. Бетти же набрала шестьдесят. После урока она подошла ко мне со слезами на глазах.
- Вы меня обманули, - произнесла Бетти и показала свою работу.
Один из ответов, помеченный мною как неверный, девочка считала правильным. Но в ответе имелись такие грубые орфографические ошибки, что я не мог оценить его положительно. Школьница заявила, что знает ответ, но ее подвела орфография.
Поощрение самостоятельности учащихся
Я уже проработал со своим классом целую неделю, но добиться от учащихся чего-то большего, кроме вежливого интереса ко мне, не смог. Следовало искать к ним какой-то подход.
Поскольку нам предстояло изучение новой темы, и притом весьма интересной, я решил поручить проведение некоторых занятий самим учащимся, разумеется, под моим общим руководством. Обсуждаемая тема осталась эпохи феодализма, а следовательно, предстоял живой разговор о рыцарях, древних замках и т. д. Кто из учеников не любит читать о подвигах доблестных рыцарей? Я был уверен, что изучение этой темы вызовет интерес у всего класса. Каждому школьнику я дал определенное задание для более углубленной разработки, предупредив, что всем предстоит прочесть перед классом подготовленные дома доклады и ответить на вопросы своих товарищей. При этом я порекомендовал школьникам посмотреть в местном кинотеатре фильм о тех временах. Это помогло бы им получить конкретное представление о замках, дворцовой жизни, о предметах одежды той далекой эпохи и о приемах ведения войны в те времена. Еще я предложил желающим соорудить из картона средневековый замок.
Настал день докладов, и меня приятно удивила добросовестная подготовка учеников. Было очевидно, что заданные на дом «проекты» выполнялись с энтузиазмом. В начале урока я вкратце обрисовал контуры предстоявшей дискуссии, после чего предоставил ее ведение самим учащимся. Каждый, изложив свою тему, оказывался под перекрестным огнем вопросов с мест. Кроме всего, мы подробно обсудили различные аспекты содержания кинофильма, который я просил посмотреть. Было совершенно ясно, что нашему общему начинанию сопутствовал явный успех.