С оценкой познавательного прогресса школьников связан целый ряд проблем. Надеемся, что предлагаемые ниже рекомендации, касающиеся этой немаловажной стороны работы начинающего учителя, сберегут ему немало нервной энергии.
Разъясните учащимся свой подход к выставлению оценок
Приступив к работе с классом и в ходе дальнейших занятий учитель должен четко разъяснить своим воспитанникам, какие моменты будут иметь существенное значение при оценке их прогресса в учении. Ему также следует обратить их внимание на значение каждого вида учебной работы при выведении окончательной оценки. Такой подход в значительной мере способствует устранению недоразумений и недовольства среди учащихся. Благодаря этому удается свести к минимуму такие, например, комментарии: «Я заслуживал хорошей оценки, а он поставил посредственно».
Разумные требования
Общеизвестно, что у некоторых учителей для получения высокой оценки школьникам приходится работать с полной отдачей. У других педагогов для этого достаточно приложить лишь минимум усилий. Одни учителя предлагают «невыполнимые», по мнению учащихся, тесты. В то же время тесты других учителей рассматриваются ими как «пустяковые». Учителя, впадающие в такие крайности, поступят вполне разумно, если пересмотрят требования, подходы и правила, которыми они руководствуются при выставлении оценок. В любом случае достижение учебных целей должно быть для школьника трудной, но осуществимой задачей.
Педагог, постоянно выставляющий низкие оценки, возможно, обнаружит, что предлагаемые им тесты чрезмерно сложны, а требования к учащимся слишком завышены, и кто знает, быть может, его методика обучения страдает явными изъянами. И наоборот, учитель, постоянно выставлющий высокие оценки, правильно сделает, если повысит свои требования и возьмется за доработку тестов. Начинающий учитель должен стремиться к достижению «золотой» середины. По мере приобретения педагогического опыта это будет ему даваться все успешнее.