Каждая группа имеет своего признанного лидера. В особенности это характерно для подростков, которые порой слепо подчиняются авторитету своих кумиров и готовы безоговорочно следовать за ними. Если учителю удастся привлечь на свою сторону лидера определенной группы в классе, то у него заметно поубавится трудностей в работе. Заручиться поддержкой такого неформального лидера можно, например, попросив его помощи в каких-то повседневных делах, касающихся всего класса. Однажды оказав помощь, он будет содействовать учителю и в последующих начинаниях.
Само собой разумеется, что привлечь на свою сторону неформального лидера класса непросто. Основной путь к этому - беседа с глазу на глаз, во время которой учитель может уважительно отозваться о его позитивных качествах характера.
Предложить ему активно использовать их для содействия другим учащимся. Обращение к самосознанию ученика наряду с признанием его лидерских качеств может сделать его союзником учителя.
Изоляция
Подросткам свойственно стремление быть своими в группе и ею признанными. Физическая или психологическая изоляция от группы является весьма эффективной мерой педагогического воздействия за нарушителей дисциплины на уроке английского языка.
При физической изоляции ученика обычно сажают отдельно где-нибудь в последнем ряду, откуда ему будет гораздо труднее привлекать к себе внимание одноклассников. Нелишне разъяснить школьникам, что их товарища изолировали по той причине, что он мешает заниматься всему классу, но как только нарушитель порядка проявит готовность соблюдать дисциплину, он получит разрешение вновь присоединиться к классу.
В тех случаях, когда двое или более учащихся, сидящих по соседству, явно соревнуются в нарушениях дисциплины, их необходимо немедленно рассадить. Сделать это можно открыто или незаметно - пересадив не только их, но и некоторых других учащихся.
Применяя прием психологической изоляции, учитель разрешает ученику оставаться на своем рабочем месте, но игнорирует его и тем самым исключает из общей деятельности. Вопросов ему не задают, не обращают внимание на его попытки участвовать в работе класса и т. д. Этот прием эффективен в той степени, в какой учащийся ищет одобрения учителя.