Рассмотрим в качестве примера особенности применения языковых средств на материалах общения в сфере радио, т. е. радиовещания. Прежде всего следует указать на специфические условия общения в этом виде массовой коммуникации: оперативность, откровенность, камерность. Эти качества радио не могут не оказывать активного влияния на употребление языка в данной сфере массовой коммуникации.
Далее, вторым важным фактором, влияющим на отбор и использование языка в сфере радио, является соответствующий набор основных компонентов коммуникативной ситуации, т. е. кто, на кого. что. с какой целью вещает. Третьим немаловажным фактором выступает характер взаимодействия языка с другими знаковыми кодами в пределах определенного сегмента всей информации.
Единый конструктивный принцип построения массовой коммуникации выступает здесь также как главный принцип организации общения, построения каждого сегмента информации. Использование языка будет характеризоваться следующими уровневыми особенностями:
1. Фонетический уровень. Требования эвфонии как проявление стандарта. Материализация экспрессивного компонента принципа при помощи ударения, темпа, тембра речи, интонации, пауз.
2. Лексический уровень. Требования простоты, ясности, доступности в употреблении лексики как проявление стандартного компонента конструктивного принципа. Создание экспрессии за счет использования экспрессивной, эмоциональной и оценочной лексики.
3. Синтаксический уровень. Оптимальный объем фраз, прямой порядок слов как материализация стандарта в радиоречи. Создание экспрессии посредством инверсии, коммуникативных типов предложений.
Следует подчеркнуть, что эффективность массовой коммуникации достигается четкостью постановки целей и задач информационно-психологического (психолингвистического) воздействия на реципиента (получателя информации) с обязательным учетом соответствия формы и содержания предъявляемого материала информационным нуждам аудитории. Таким образом, подводя итог изложенному выше, можно заключить, что средства массовой информации обусловливают существование основных жанров массовой коммуникации: радио, кино, телевидение, реклама, печать.