До встречи с этим седьмым классом мне достаточно о нем порассказали. То, что я слышал, ничего доброго не предвещало. Из различных источников поступали сведения об учащихся как о «тупицах» и «будущих отбросах общества». О прочих ярлыках не хотелось бы упоминать. Психологически я был готов к встрече с «монстрами».
Я никогда не забуду свою первую встречу с этим классом. Джон, не переставая, болтал. Грег не желал сидеть с Луиз, потому что она была, по его выражению, «неряхой». Джо бродил по классу, когда ему того хотелось. Энн гораздо больше нравилось заниматься укладкой волос и косметикой, нежели учебой.
Я перепробовал самые различные способы, чтобы навести порядок и заинтересовать их, но все напрасно. Мне понадобилось около двух недель, чтобы убедиться в том, что мои методы ничем не отличаются от методов предыдущих учителей, работавших с этим классом. Я понял, что если хочу чего-то добиться, преподавая в этом классе, то следует подумать о каком-то ином подходе.
Несколько дней я обдумывал и взвешивал план действий, стараясь представить себя на месте двена- дцатнлетнего подростка. Наконец я пришел к выводу, что больше всего мне бы хотелось поделиться с кем-то своими проблемами. Следующей моей задачей было попытаться стать своеобразным «постом улавливания» того, что у моих учеников на душе. С этой целью я постарался так построить уроки английского языка, чтобы в конце каждого урока оставалось время на различные обсуждения и дискуссии.
Разъяснив свой подход учащимся, я заверил их, что мы будем обсуждать любую избранную ими тему. Их восторг трудно было описать.
В отведенное мною для дискуссий время в основном говорили ученики, а я только и делал, что выслушивал их. Очень скоро поведение класса резко изменилось в лучшую сторону. Мы форсировали программу, неизменно оставляя время для бесед. Довольно неожиданно для себя я обнаружил, что они полезны и мне самому. Мы говорили обо всем: о загрязнении окружающей среды, наркотиках, исторических событиях, взаимоотношениях между мальчиками и девочками, наконец, просто о жизни. Я до сих пор не знаю, много ли школьники почерпнули для себя из учебника, но я совершенно уверен в том, что они намного лучше стали понимать реальности жизни. И было ясно, что мои ученики стали гораздо более ответственно относиться к урокам английского языка. Ведь все они без исключения активно поддерживали ту практику непринужденных дискуссий, инициатором которой я был. У меня еще оставались некоторые сомнения относительно правильности избранного мною курса, но все они рассеялись, как только я получил по почте письмо от одного из моих «разбойников».
Продолжение в следующей статье.