Замечайте крайности в поведении
Начинающий учитель призван чутко реагировать на любое отклонение от нормы в поведении учащихся. Крайность - когда школьник робок, склонен к уединению, замкнут, не общается с одноклассниками. Другая крайность - шумно проявляющий себя ученик, агрессивный, досаждающий учителю и одноклассникам. Весьма возможно, что у учащихся обоих типов «экстремального» поведения имеются отклонения в эмоциональной сфере и поэтому они требуют к себе пристального внимания.
Стремитесь к откровенной беседе
Если начинающий учитель приметил ученика с явными нарушениями в эмоциональной сфере, ему следует побеседовать со школьником. Ни при каких обстоятельствах недопустимо допрашивать школьника по сугубо личному вопросу перед всем классом. Это может привести его в замешательство, обидеть до глубины души. В этом случае ученик наверняка добровольно не сообщит педагогу информацию доверительного свойства. Когда же беседа проводится с глазу на глаз, ученик проникается доверием к педагогу. Он убеждается в том, что учителю небезразличны его трудности, да и сама его жизнь. В этом случае школьник больше расположен к откровенности. Многие проблемы учащихся не столь серьезны, и учитель вполне в состоянии им помочь. Возможно, кто-либо из близких в семье школьника заболел, или он поссорился с предметом своих воздыханий, или его волнует плохая оценка.
Доверительная беседа со школьником многое прояснит
Вполне возможно, что для разрешения проблемы необходимо лишь доброе участие и конструктивный совет. К тому же беседа с глазу на глаз способна снять известное нервное напряжение. Для любого человека облегчить душу - значит воспользоваться своего рода предохранительным клапаном, избавляющим от тягостных эмоциональных переживаний. И школьники не составляют здесь исключения.