Если учащийся после школы спешит в клуб, на футбольную тренировку или же опаздывает на ту или иную работу, он всеми силами будет избегать действий, которые повлекут за собой вынужденную задержку. Но когда школьник не знает, куда себя девать, эта мера воздействия теряет всякий смысл.
Рекомендуется учитывать некоторые недостатки данной формы мотивации:
Во-первых, она создает большие трудности ученикам, зависящим от перевозок школьными автобусами.
Во-вторых, учащийся может быть лишен возможности участвовать во внеклассной деятельности, которая принесет ему больше пользы.
В-третьих, это может поставить под угрозу работу учащегося по найму с неполным рабочим днем или помешать выполнению домашних обязанностей.
В конце концов, и сам педагог оказывается жертвой такого наказания, ибо и ему приходится оставаться в школе после уроков .
Дополнительные задания сверх нормы
Среди определенной части учителей бытует мнение, что подобная мера мотивации весьма эффективна, и поэтому они ее решительно отстаивают. Опасность в этом случае заключается в том, что у учащегося может возникнуть ассоциация между занятиями в школе и дополнительными уроками, в результате чего он буквально возненавидит учение. Тем не менее поборники такой меры утверждают, что учащиеся слишком не любят дополнительных заданий, поэтому будут вести себя безупречно, лишь бы избежать их. Может быть, в этом есть доля истины, но сам по себе, такой метод едва ли вызовет у школьников желание трудиться. Разумнее поступает тот учитель, который не обременяет своих подопечных дополнительными заданиями ради наведения должного порядка в классе.
Занижение оценки
Оценка учащегося по предмету должна основываться на его действительных успехах, а не на поведении. Конечно, иногда зарвавшегося ученика можно утихомирить угрозой занижения оценки, но практика эта не заслуживает одобрения, поскольку искажает картину реальных познавательных достижений школьника. Если же учитель все-таки примет решение снизить оценку, перед ним возникнет масса проблем. Не говоря уже о возмущении учащихся, эта мера чревата еще и тем, что школьная администрация и родители могут потребовать от учителя объяснить подобное решение, а это будет непросто.