Помимо семьи и школы на эмоциональную адаптацию молодого поколения оказывают влияние и другие факторы. Площадки для игр, спортивные поля, светские и церковные центры, молодежные клубы как раз для того и созданы, чтобы дети и подростки могли дать выход своей энергии, заняться интересными для них видами деятельности. Некоторые подростки, лишенные возможности рационально и содержательно проводить свой досуг, индивидуально или в группах дают выход своей энергии, отчаянию, обидам, совершая противозаконные действия. Они склонны к вандализму, бесчинствуют на улицах. Однажды арестованный, подросток обретает клеймо позора, от которого ему полностью никогда не избавиться.
То, о чем идет речь, есть не более чем краткий перечень ситуаций, способных вызвать эмоциональные нарушения у школьника. Начинающий учитель должен обладать в этой области определенными познаниями, почерпнутыми из курса психологии, составляющего часть программы его профессионально-педагогической подготовки. Но как правило, он еще не успел использовать их в своей практической работе. Думается, что предлагаемые рекомендации окажутся для него полезными. Они помогут ему в распознавании и преодолении эмоциональных затруднений, с которыми так или иначе неизбежно сталкиваются некоторые из его учеников.