Стиль семейного воспитания также оказывает свое воздействие на эмоциональную адаптацию молодого поколения. Чрезмерная опека и удовлетворение любой прихоти ребенка отнюдь не способствуют формированию у него реалистического восприятия жизни и соответствующей психологической адаптации. С другой стороны, возлагаемые на ребенка чрезмерные ожидания порождают у него внутреннее напряжение, так как он просто не в состоянии достичь поставленных перед ним нереальных целей. Невнимание к детям при появлении в доме новорожденного, возложение на старшего ребенка в семье тяжкого груза обязанностей, снисходительное отношение к тому, что старшие дети помыкают младшими, вынужденный выбор профессии под давлением родителей, наличие в семье детей-любимчиков, бессмысленные ограничения детской свободы - эти и многие другие семейные ситуации могут способствовать возникновению у детей эмоциональных нарушений.
В стенах учебных классов также возникает немало проблемных, вызывающих чувство тревоги ситуаций, с которыми учащемуся справиться довольно трудно. Нередко он должен приспосабливаться к новым учителям и методам преподавания, к новым предметам, новым друзьям по классу и новым порядкам. У большинства учащихся такой переход проходит сравнительно безболезненно. Однако в некоторых случаях происходят столкновения личностей педагога и ученика, обнаруживается нелюбовь к тому или иному предмету, неприятие того или иного распорядка - все это порой приводит к острым эмоциональным конфликтам. Приходится наблюдать, как способный школьник проявляет стойкое нежелание учиться у одного-единственного педагога. Бывает и так, что посредственный учащийся безнадежно отстает по всем предметам, ибо не в состоянии справиться с требованиями школьной программы повышенной сложности, которую вынужден осваивать. Встречаются учащиеся, которые страшатся устных ответов. У иных отстающих учеников может развиться комплекс неполноценности. Таким образом, множество непредвиденных ситуаций предрасполагает к чувствам обиды, ущербности только потому, что личность никак не может выработать адекватную эмоциональную адаптацию.