Реакции человека на стоящие перед ним проблемы могут оказаться намного серьезнее чем можно себе представить. Если личность испытала значительную душевную травму или пребывает в состоянии хронической тревоги и страха и никак не может разрешить наболевшую проблему - то уйдя от нее, ни адаптировавшись, - не исключено развитие невроза.
При неврозе характерны нарушения поведения в каких-то определенных моментах и нормальное поведение в большинстве жизненных ситуаций. Личность вполне может отдавать себе отчет в странностях своего поведения, но ничего не способна с этим поделать. К неврозам относятся неврастения, различные формы навязчивых состояний, истерия, психосоматические нарушения.
Наиболее серьезным последствием эмоциональных расстройств является психоз, когда личность не в состоянии отличать мир реальный от мира в своем воображении либо реальность истолковывается в совершенно искаженном свете. Наиболее распространенные психозы - шизофрения и паранойя. В специальных исследованиях высказывается предположение о том, что по крайней мере в некоторых случаях психозы вызываются скорее физиологическими, а не эмоциональными факторами.
Начинающему учителю довольно часто придется сталкиваться с функционированием защитных механизмов психики у школьников. Но лишь изредка в своей практике он встретит ученика с симптомами ярко выраженного невроза. Мсловероятно и то, что учителю придется столкнуться с душевнобольным подопечным, так как обычно человека, страдающего психозом, госпитализируют и подвергают курсу интенсивной терапии. Учитывая гот факт, что неврозы и психозы требуют внимания психиатров, мы ограничились темой защитных механизмов психики.