По своему усмотрению учитель может пользоваться такими средствами обучения, как модели, схемы, рисунки, отдельные образцы, фильмы, видеосюжеты, презентации, различная техническая аппаратура. Аудиовизуальные средства обучения находят эффективное применение в преподавании всех без исключения школьных дисциплин.
Упражнения, требующие механического запоминания, не надоедают, если в них есть элементы соревнования, игры, используются красочные модели, аудио- и видеоматериалы. Так, одни учитель в разгар футбольного сезона использовал такой метод: во время упражнений он разделил класс на две команды и схематически изобразил на доске футбольное поле. За каждый верный ответ учащегося мяч продвигался вперед на этом условном футбольном поле в пользу отличившейся команды.
Разнообразие можно внести и в повторение пройденного материала. Педагог, напрпмер, делает сжатый обзор по пройденной теме или поручает это сделать самим учащимся. Время от времени можно предложить письменные задания на повторение.
Значительная часть урока уходит на устные опросы. Такую проверку знаний можно проводить в форме дискуссий. Педагог всегда заранее должен готовить вопросы, способные вызвать особый интерес и оживление среди учащихся. Во время устных опросов учителю следует добиваться, чтобы учащиеся следили за правильностью ответов своих одноклассником. Только при этом условии можно повысить уровень их внимания в классе.
Домашние задания даются либо в начале урока, либо при его завершении. Однообразия следует избегать, и здесь. Любознательности школьников не способствует бесконечное повторение одного и тогоже набора шаблонных заданий: «Прочитать общую главу» или «Прочитать следующие разделы страниц». Вот несколько вариантов домашних заданий: самостоятельная работа по учебнику или Другим источникам; письменные упражнения или упражнения, составленные педагогом; ответы на вопросы; составление вопросов по прочитанной теме; устные доклады по материалу учебника или же по темам, предложенным учителем; тренировочные задания или задания на заучивание; выполнение различных долгосрочных заданий - «проектов» .
Диапазон варьирования методами обучения чрезвычайно широк. Монотонности, рутине нет никакого оправдания. Классная аудитория может и должна постоянно находиться в состоянии разнообразной и активной деятельности.
Все предыдущие рекомендации по вопросу мотивации школьников касаются личности самого учителя и обусловливаются методами его работы. Но существует множество иных источников мотивации, которые внутренне присущи самим ученикам или порождаются усилиями учителя, направленными па активизацию познавательной деятельности учащихся. Ниже пойдет речь именно об этом.