Сами по себе они могут и не оказывать отрицательного воздействия на здоровье или интеллектуальные способности учащегося. Но они негативно влияют на его психоэмоциональную адаптацию, приводят к деформации личности. А это в свою очередь ведет к снижению успеваемости. Физические изъяны бывают незначительными и серьезными, начиная от прыщей, шрамов, родинок на лице и кончая изуродованными чертами лица, деформированными конечностями.
Учащиеся с подобными физическими изъянами болезненно воспринимают свои недостатки, у них нередко развивается комплекс неполноценности. Если сам изъян устранению не поддается, все же можно и должно помочь такому ученику, активно развивая его способности и давая ему возможность проявить себя в деле, к которому у него лежит душа. При этом подходе недостаток школьника может быть компенсирован настолько, что он обретет определенную степень уверенности в себе.