Стремление избежать неудачи. Это негативный тип мотивации, но тем не менее он порой приносит пользу школьнику. Прекрасно сознавая, что зани¬мается совершенно недостаточно и рискует «зава¬лить» предмет, ученик заставляет себя работать с большим напряжением — только бы избежать прова¬ла. Бывает и так, что ученики лишь имитируют тре¬буемый уровень учебной работы. Иногда школьники недооценивают объем познавательных усилий, необ¬ходимых для усвоения хотя бы минимума знаний по определенному предмету, и внезапно оказываются на грани провала. Ценой огромных усилий они пытают¬ся наверстать упущенное, чтобы получить необходи¬мый зачетный балл.
Осознание своего познавательного прогресса. Сти¬мулом к прилежной учебной работе, несомненно, слу¬жит предоставление ученику объективной информа¬ции о его индивидуальном познавательном прогрес¬се, причем в соотнесении с другими учащимися. Такую информацию школьникам должен давать сам учитель, ведущий учет успеваемости каждого своего подопечного. Педагог сообщает учащимся о резуль¬татах письменных тестов, вывешивает образцовую работу на доске объявлений, публично высказывает одобрение в адрес стремительно прогрессирующих учеников. Если школьник осведомлен о том, какое низкое место по успеваемости он занимает в общем ряду, это может побудить его исправить положение. В то же время учащиеся с наивысшими показателя¬ми будут вынуждены трудиться изо всех сил, чтобы не сдать свои позиции.
Соперничество. В стенах школы соперничество служит для стимулирования учеников к более активной работе. В педагогических кругах нет еди¬нодушного мнения о пользе духа соперничества. Сто¬ронники его утверждают, что сама жизнь требует за¬калки, умения выстоять в конкурентной борьбе. Поль¬зуясь методами соревнования в школе, можно не только предвосхитить будущие жизненные ситуации, но и научить школьников с достоинством встречать неудачи, радоваться достигнутым успехам. Против¬ники этой теории считают, что соперничество вынуж¬дает их питомцев соотносить себя с другими. А это в свою очередь выставляет некоторых из них в невы¬годном свете, поскольку всегда есть победители и побежденные. У проигравших может развиться чув¬ство безысходности и собственной неполноценности, что в свою очередь влечет за собой аварийное эмо¬циональное состояние — стресс.
Если учитель использует методы соревнования для укрепления мотивации учащихся, то связанные с ним опасности и издержки могут быть сведены к ми¬нимуму — стоит лишь уравнять состязающиеся груп¬пы таким образом, чтобы у каждой из них была своя доля побед и поражений. Заметив, в процессе сорев¬нования, что у кого-то из учащихся наступило со¬стояние чрезмерного эмоционального напряжения, учитель должен избавить их от участия в дальней¬шем соперничестве .