Предполагается, что учитель тщательно обдумывает и взвешнвает выставляемые им оценки. Поэтому он не должен поддаваться влиянию со стороны учащихся и произвольно изменять их. Начинающий учитель будет сталкиваться с этой проблемой во взаимоотношениях с учащимися каждый раз после очередной проверки контрольных работ.
Всегда найдутся учащиеся, претендующие на более высокую оценку, чем они заслуживают. Они наровят непременно обратится к учителю с какой-нибудь стандартной фразой о якобы неправильном истолковании его ответа. Одним словом, начинающий учитель не раз столкнется с попытками учащихся навязать ему свое мнение по поводу оценки того или иного ответа, контрольной работы. Я не раз слышал, как учителя шли на попятную с примирительными словами: «Ну что ж, будем считать, что ты оправдался...» После чего оценка повышалась и ученик с ликующим видом удалялся. Не все проблемы, с которыми он сталкивается, можно решить с легкостью. Он заслуживает порицания лишь в том случае, если бездействует, оказавшись не в состоянии самостоятельно найти выход из создавшегося положения.
Многие начинающие учителя не решаются просить помощи в затруднительных ситуациях только потому, что опасаются прослыть некомпетентными. Конечно, когда по поводу любой мелкой неувязки начинающий учитель бесконечно обращается за консультациями, это может быть воспринято как признак недостаточной профессиональной подготовки. Но искать содействия в решении серьезного вопроса после того, как исчерпаны все имеющиеся возможности,— это скорее признак волевого характера. Нелегко признаться в безрезультатности своих максимальных усилий, но поступить так—признак мудрости. В конце концов, даже самые опытные преподаватели советуются со своими коллегами. Нет ничего зазорного в том, что начинающий учитель пойдет по этому пути в случае необходимости. Поступать иначе — значит оказывать плохую услугу своим ученикам и самому себе.