Термин "литературный язык", широко употребляемый в лингвистической литературе, многозначен и нередко расплывчат. Исследователи отмечают, что под ним понимается то язык любого жанра, начиная от языка канцелярских документов, частной переписки и кончая языком поэзии, то только язык художественной литературы, то термин "литературный язык” фактически подменяет термин "национальный язык”, то, наконец, он применяется для обозначения единой общенациональной нормы.
Однако при всем многообразии трактовок сущности литературного языка существует целый ряд сторон данного понятия, которые не только не вызывают каких-либо сомнений, но, напротив, могут быть представлены как его основополагающие черты. К этим чертам относится в первую очередь обусловленность формирования и развития литературных языков социально-общественными условиями. Недаром объем и характер социальных функций литературного языка привлекают все большее внимание исследователей, которые стремятся обнаружить связь между развитием структуры языка и общественными условиями его функционирования.
Литературный язык, обслуживая разнообразные сферы общения, проявляет одно из своих ведущих качеств, т.е. способность обслуживать все нужды нации в средствах общения (в науке и технике, литературе, искусстве, публицистике, производстве, деловых отношениях, административно-государственном руководстве, быту). Эта семантическая всеобщность (или универсальность) и обусловливает его поливалентность, т.е. способность употребляться во всех речевых сферах, а также приспосабливаться к новым общественным функциям. Функционируя в качестве языка науки, культуры, цивилизации вообще, литературный язык служит средством закрепления достигнутых знаний, средством широкого общения н сплочения данного этнокультурного коллектива.