Массовая коммуникация - это довольно сложное и многоплановое явление. Изучение его возможно на самых различных уровнях, основными из которых являются следующие: социологический, психологический, семиотический, лингвистический, технический.
При изучении массовой коммуникации на социологическою» уровне ее рассматривают как социальный институт в совокупности всех единичных актов общения, а на психологическом уровне модель массовой коммуникации рассматривается в пределах единичного акта коммуникации или некоторой совокупности единичных актов.
Кроме этих уровней большие возможности таит в себе изучение данного явления на промежуточных уровнях. В последние годы значительное распространение получило исследование массовой коммуникации на социопсихологическом, психолингвистическом и социолингвистическом уровнях.
Создание подлинно научной теории массовой коммуникации связано, безусловно, с тщательным изучением ее на всех уровнях в комплексе, в их тесном взаимодействии. Построенная на такой основе теория массовой коммуникации позволит с формулировать научные основы наиболее эффективного устного* печатного и визуального воздействия на человека. Рассмотрим массовую коммуникацию на лингвистическом уровне, т.е. особенности функционирования языка в сфере массовой коммуникации.
Прессу, радио и телевидение следует рассматривать не только как технические приспособления для передачи информации, но как специфические социальные институты, посредством которых осуществляется необходимое влияние на общество. Роль их как технических устройств для распространения информации также нельзя недооценивать, поскольку создаваемый ими канал связи коммуникатора с аудиторией имеет свою специфику и влияет на самый процесс массовой коммуникации прессу, радиовещание и телевидение, таким образом, можно считать разновидностями массовой коммуникации, ее составными частями.
Каждый вид массовой коммуникации обладает специфическими чертами, однако некоторые качества являются для них общими, объединяющими. Основными из этих качеств являются такие, как регулятивность, массовость, дистантность, непрерывность, доступность.
Различия между вилами массовой коммуникации проистекают не от содержательной стороны, а, скорей всего, от различных семиотических возможностей данных средств массовой коммуникации. Иными словами, каждое средство массовой коммуникации располагает своими характерными приемами и методами передачи информации. Переход какого-то сообщения из одного средства массовой коммуникации в другое, как правило, не вызывает существенных изменений в его содержании (не считая тех, которые обусловлены деформацией формы).
Известно, что из всех знаковых систем в массовой коммуникации особое место занимает языковая маковая система. В газете доля ее самая значительная, в телевидении - несколько ниже. Вместе с тем именно язык позволяет наполнять массовую коммуникацию главным, смысловым содержанием, однозначно кодировать и декодировать сообщения, самым непосредственным образом воздействовать на мысли, чувства и действия аудитории. Даже в кино, где роль языка значительно ниже, чем в этих сферах массовой коммуникации без языка обойтись нельзя - таково мнение многих специалистов.