Научная коммуникация (связь, общение, сообщение или, уже, обмен или циркуляция вдей между людьми) имеет свои характерные особенности, отличающие или сближающие ее с коммуникацией в других сферах жизни и общественной деятельности человека. В своих наиболее общих признаках эти особенности сводятся к следующим чертам. Научная коммуникация может выступать как в устной, так и в письменной форме и иметь прямой или непрямой характер. В случае прямой коммуникации общение принимает форму беседы или выступления перед аудиторией; при так называемой непрямой коммуникации имеет место разделение или временем, или пространством, или и тем и другим одновременно.
Научная коммуникация может быть односторонней и двусторонней. В первом случае участник акта коммуникации выступает либо только в качестве коммуникатора (сообщающего ту или иную информацию), либо только в качестве реципиента (воспринимающего эту информацию). При двусторонней коммуникации участники попеременно воспринимают и сообщают информацию. Двусторонняя коммуникация имеет место, в частности, в случае диалога.
Проблема диалога в научной речи изучена недостаточно, нет анализа композиционных типов научной диалогической речи. Имеются лишь отдельные указания на то, что вопрос в диалоге на научную тему предполагает ответ доказательного характера, построенный на логических рассуждениях. Это, в свою очередь, ведет к разрастанию ответной реплики до монологической формы высказывания. Односторонность и двусторонностъ научной коммуникации связаны с другим ее качеством: она (как и всякая другая коммуникация) может иметь обратную связь (например, в случае беседы) и не иметь ее. В первом случае коммуникатор имеет возможность воспринимать реакцию аудитории непосредственно в момент коммуникации.
Аудитория, участвующая в процессе научной коммуникации, имеет ограниченный (не массовый) характер. В связи с этим научную коммуникацию классифицируют как частную коммуникацию в противоположность коммуникации общественной, направленной на массовую аудиторию, которая включает представителей различных социальных слоев с разнообразным культурным и образовательным уровнем.