Вскоре после начала моей работы в школе я предложил всему классу написать краткое сочинение о пользе изучения английского языка. От Джо я получил сочинение следующего содержания:
«Английский язык для меня — что для вас греческий. Предмет этот несносный и глупейший. Какой смысл в изучении определений и примеров существительных, сказуемых, дополнений и чего там еще? Кому нужны будут все эти определения, когда я закончу школу? В колледж ведь я поступать не собираюсь. Может, английский нужен будущим студентам, но никак не нам, учащимся с профессионально-технической ориентацией. Мы смогли бы заняться чем-то гораздо более полезным, чем изучение такого противного предмета, как английский. Он такой скучный, что лично меня ко сну клонит. К слову сказать, надеюсь, что за откровенное высказывание мне не будет снижена оценка. В заключение смею вас заверить, что по-прежнему терпеть не могу уроки английского».
Судя по этому и некоторым другим сочинениям, стало очевидно, что дела обстоят далеко не блестяще. Джо и его приятели просто ие выносили ни английскую грамматику, ни написание сочинений. Каким образом мог я, неопытный учитель, заинтересовать учеников?
Проблема касалась всего класса. Однако особое внимание я уделил Джо: мне понравилась его искренность. Парнишка как по своим личностным качествам, так и по внешнему облику не привлекал к себе внимания. По характеру он был не лидер и скорее склонен следовать за другими. Понять особенности его душевного склада мне помогло одно письменное задание, в котором я просил школьников составить список хороших и плохих поступков. В качестве примеров хорошего поведения Джо написал: «Помогать домашним, работать и не есть хлеб задаром, быть послушным и не брать взаймы денег».
Плохие поступки, по его мнению, были следующие: Неподчинение, бесконечные ночные шатания, общение с плохими мальчиками и девочками, занятие делами, которые не относятся к твоей работе».
Несколько раз побеседовав с Джо, я понял, что мальчишка очень уважает своих родителей, восхищается людьми, добившимися в жизни большого успеха, ничуть не завистлив, наконец, совершенно не уверен в себе. Говоря о школе, мальчик заметил: «В этом году я разочаровался в ней.