Как бы то ни было, но с самого начала самостоятельной работы я столкнулся с реальными трудностями. Полагаю, что семиклассники решили сразу же испытать мое терпение. Фактически они не обращали на меня никакого внимания. Тогда я объявил письменную контрольную работу. Мои действия всерьез никто не воспринимал. Разговоры продолжались, и началось повальное списывание друг у друга. Пришлось сказать, что завтра классу предстоит очередной письменный тест.
Мягко выражаясь, аудитория отнюдь не проявила восторга при этом известии. Однако в классе установилась тишина, и несколько дней на дисциплину нельзя было пожаловаться. Затем во время урока мои подопечные начали швыряться мелками. Я как мог пытался их урезонить. Болтовня в классе возобновилась. Я попросил школьников угомониться, но безрезультатно! Раздав листы бумаги, я велел им заняться конспектированием одной из глав учебника, заявив, что следующий тест будет основан именно на этом материале. Казалось, порядок в классе восстановился.
Позже, на одном из занятий, когда семиклассники делали устные доклады, двое учеников вели между собой оживленную беседу, затем затеяли поединок, перебрасываясь скомканной, бумагой. Чаша моего терпения переполнилась. Я решил, если мне суждено заставить этот класс работать, пора от слов переходить к действиям. В качестве срочной меры я оставил одного из «дуэлянтов» после уроков, а второго предупредила, что его ждет та же участь, если он не прекратит нарушать порядок в классе. Но главное оставалось неясным: каким образом можно побудить семиклассников учиться, а не просто отбывать в школе положенные часы?