Речь идет об ученике с самой низкой успеваемостью в классе. Я знал, что коэффициент интеллекта этого школьника выше среднего. Дело в том, что этот класс занимался по программе ускоренного обучения и учащиеся зачислялись в него на основе высокой успеваемости в прежние годы. Тем не менее наибольшее количество баллов, когда-либо набранное этим школьником за тесты по моему предмету, равнялось 66.
Я провел с ним беседу с глазу на глаз, во время которой старался держаться открыто и дружелюбно. Он тоже был откровенен. По его словам, тренировки по баскетболу и репетиции школьной драматической студии действительно отнимали массу времени, но не это являлось основной причиной его плохой успеваемости. Это было и без того очевидно: ведь его одноклассники точно так же были загружены и спортом, и внеклассными занятиями, но тем не менее учились превосходно. В ходе нашей беседы выяснилось, что, по мнению моего подопечного, основная роль в учебной программе по праву принадлежит естественным наукам и математике. Что же касается обществоведения, то он не видит практической пользы от его изучения. Одним словом, этот предмет его отнюдь не привлекает в отличие от естественных наук и математики, по которым он успевает превосходно.
Безусловно, мне предстояло доказать ему ценность общественных наук. Суть моих аргументов сводилась к тому, что изучение этого предмета помогает каждому обрести свое место в обществе и получить всестороннее образование. И еще я спросил, какой смысл в изучении естественных наук и математики, если не научишься жить среди других людей. Школьник честно признался, что никогда не задавался таким вопросом. Я добавил, что в жизни ему не избежать жесткой конкурентной борьбы. Именно изучение обществоведения помогает в ней выстоять. Вновь школьник признался, что под таким углом зрения он никогда не рассматривал этот вопрос и о будущем серьезно не задумывался. На дальнейшем продолжении нашей беседы я не настаивал. Мой подопечный обещал поразмыслить над состоявшимся разговором.
Неверные источники мотивации и нарушения дисциплины. Полагаю, что в самом начале своей педагогической карьеры я натворил великое множество ошибок, которые мне, разумеется, совсем не хочется повторять. Самой сложной проблемой оказалась для меня мотивация к учебе одного из моих классов.
Со слов опытных учителей я знал, что учащиеся седьмого класса отличаются довольно высоким уровнем интеллекта и что работа с ними не доставляет особых хлопот. Все шло гладко в первые дни, пока в классной комнате находилась учительница, которую я должн был сменить. Однако стоило ей выйти из аудитории, как в классе становилось довольно шумно. Коллега посоветовала в подобных случаях незамедлительно проводить короткие контрольные работы.