В конспектировнии могут использоваться как учебник, так и любой другой дополнительный источник информации, рекомендованный преподавателем или обнаруженный самим учащимся во время самостоятельных занятий.
Следовательно, если учитель упускает из виду конспектирование как вид повседневной учебной работы, это чревато целым рядом ошибок. Во-первых, некоторые учителя почему-то считают, что ведение конспектов для их подопечных дело привычное и об этом можно не напоминать. Во-вторых, начинающие учителя ошибочно полагают, что ученики сами знают, как нужно вести конспекты. И наконец, они нередко ожидают от своих учеников слишком быстрого конспектирования. В том, что такого рода подходы неверны, можно лишний раз убедиться, заглянув в классы некоторых школ. Там всегда найдутся учащиеся, изображающие на бумаге что угодно, но не записывающие объяснения учителя. Другие фиксируют несущественное и упускают из виду главное. Есть и такие, которые стремятся дословно записать все, что говорит преподаватель. Но бывает и так, что из-за слишком быстрого темпа изложения материала учителем ученики просто не успевают за ним конспектировать.
Соблюдая следующие правила, школьные учителя могут оказать существенную помощь своим ученикам в том, что касается умелого конспектирования материала учебной программы:
- четко разъясните учащимся, что необходимо вести записи. Они должны знать, что конспекты будут периодически проверяться, а их качество скажется на выставляемой оценке по предмету;
- покажите учащимся, как составить общий план прохождения темы, если они этого еще не умеют;
- напишите на доске план сегодняшних занятий по теме урока, чтобы ученики легче ориентировались;
предупредите учеников, что им не следует записывать дословно все то, что говорит учитель. В течение некоторого времени просто указывайте нм на то, какие именно записи следует сделать в тетради;
- требуйте от учащихся занесения в тетрадь краткого содержания каждой главы учебника.
- темп изложения нового материала должен оставлять ученикам достаточно времени для его конспектирования;
Такая методика потребует от учителя и его учеников дополнительных усилий, но в данном случае они, безусловно, оправданны. «Выучка» подобного рода благотворно сказывается на усвоении учащимися учебной программы, укрепляя навыки систематической интеллектуальной дисциплины, а это, надо полагать, пригодится учащимся в дальнейшей жизни.