Тот факт, что учащиеся обладают индивидуальными особенностями, доказательств не требует. Наблюдения за любой группой учеников обнаружат разницу в росте, весе и иных физических данных.
Поведение учащихся свидетельствует о явных различиях между ними в степени эмоциональной и социальной адаптации. Их учебно-познавательная деятельность отражает разницу в их интеллектуальном развитии. Существует множество других факторов, но в системе образования наибольшее внимание уделяется физическим, психологическим и интеллектуальным различиям. Проблемы, относящиеся к психоэмоциональной сфере учащихся, рассматривались ранее.
Между показателями физического и умственного развития существует тесная взаимосвязь. Различные физические недостатки могут оказывать отрицательное влияние на учебно-познавательную деятельность учащихся. Обязанность педагога - быть хорошо осведомленным по крайней мере об основных возможных физических недостатках, встречающихся у подростков, и об их главных признаках, чтобы суметь выявить заранее источники грозящей опасности.
Неосведомленность в этих вопросах может привести к неправильному истолкованию поведения ученика и неверной оценке его учебной работы. В свою очередь это может отрицательно повлиять на его дальнейший познавательный прогресс.