Основа теста – тщательно проработанный учебный материал. При проведении теста цель учителя заключается отнюдь не в том, чтобы запутать, сбить с толку или озадачить учащегося. Речь в данном случае идет об оценке его знаний, умений и навыков их применения на практике – то есть всего того, что учитель рассматривает как нечто важное и полезное для своего подопечного. Несправедливо и бессмысленно спрашивать школьника по темам, о которых в классе едва упоминалось. Тот факт, что учитель уделял им весьма незначительное внимание на своих уроках, говорит о том, что он сам не придает этому материалу особого значения. Поэтому вопросы по этим темам не должны входить в тест. Исключение составляет проверка внеклассной учебной работы, например домашнего чтения.
Будьте внимательны при проведении теста
Во время проведения теста учителю не следует отвлекаться на посторонние дела. Он может в другой раз заняться проверкой тетрадей или почитать книгу. Для удобства наблюдения за учениками педагог обязан постоянно быть на ногах и прохаживаться между рядами, чтобы удостовериться в том, что они не пользуются шпаргалками. Когда учитель стоит лицом к классу, ему не составляет ни малейшего труда уловить любое движение школьника, например едва заметный поворот головы по направлению к работе соседа. Давно известна такая уловка: тот или иной хитрец задумчиво сидит за столом, подперев лоб рукой так, чтобы не видно было куда он смотрит. Но, слегка переместившись в сторону., учитель тотчас увидит, заглядывает ли его подопечный в работу соседа или просто решил передохнуть.
Другая уловка может состоять в том, что ученик часто посматривает на учителя во время выполнения контрольной работы. Он проделывает это для того, чтобы проверить степень бдительности своего наставника и убедиться в возможности безопасного списывания. Некоторые, в попытке поделиться информацией со своими приятелями, держат работы прямо перед собой, как будто они их перечитывают. Можно упомянуть и другие ухищрения, достаточно распространенные среди школьников и призванные провести учителя: написание шпаргалок на ладони, запястье или на клочках бумаги.
Многие учащиеся и не пытаются ловчить при выполнении тестов. Они возмущаются, когда другим это удается из-за беспечности учителя. Негодование таких учеников объясняется тем, что свои оценки они заслужили честным путем, тогда как некоторые их одноклассники получают такие же оценки без всякого труда. Подобное возмущение вполне оправданно.