Письменная форма речевой деятельности допускает проникновение языковых единиц, присущих устной форме общения. Эта проблема не ограничивается инвентаризацией контрастных единиц, но в конечном итоге сводится к установлению модификаций, которым подвергаются элементы разговорной речи в письменных научных текстах.
Говоря в более общем плане, одна из проблем изучения разговорной речи сводится к определению ее места, роли и принципа преобразования в различных функциональных стилях литературного языка. Вопрос об использовании элементов устной разговорной речи в письменной научной литературе может быть поставлен в связь с более широкой проблемой формирования функционального стиля, поскольку одним из слагаемых элементов последнего являются:
а) противопоставление форм речи письменной и устно-разговорной с исторической преемственностью традиционных типов выражения, свойственных каждой из функциональных разновидностей речи;
б) сдвиги в разделении сфер использования типов, присущих речи письменной и речи устно-разговорной, и внедрение элементов этой последней в речь письменную.
Необходимо отметить, что не все явления устной разговорной речи могут проникнуть в письменный научный текст. В этом отношении научная проза действует в высшей степени избирательно. Уяснение характерных черт этой избирательности также может пропить свет, с одной стороны, на некоторые особенности языкового строя научных текстов и, с другой стороны, на пути возможного взаимодействия разговорной и книжной речи.
При этом возникает целый ряд вопросов, таких, как, например, своеобразие использования элементов разговорной речи на определенных исторических этапах становления стиля научного изложения, специфический характер их объединения с элементами книжной речи, функциональная нагрузка разговорных элементов в различные периоды развития стиля научной прозы.