Перескажите текст близко к оригиналу в немного сокращенном виде; Составьте план прочитанного текста и др. Данные текстовые упражнения следует комбинировать с другими упражнениями, проверяющими общее понимание текста и деталей.
Для этого можно рекомендовать следующее:
а) Вопросы/задания по содержанию текста. Их необычность, разнообразие повышает интерес и активность учащихся. Для этого традиционное “Answer the questions” лучше всего формулировать по-разному, используя коммуникативные возможности достигнутого учащимися уровня владения языком:
- Find answers to the following questions;
- Answer the questions consulting the text;
- Find the answers in the Reading;
- Pick out from the text the answers to the following questions;
- Check up your knowledge of the Reading by answering these questions;
Как мы видим, изменяется не только формулировка задания, но его содержание, что помогает глубже проникнуть в смысл читаемого. На первых этапах вопросы могут быть заданы на родном языке учащихся, а затем, когда учащиеся привыкнут к таким ваданиям и типу-вопросов, преподаватель может задавать вопросы по-английски.
б) Кроме разнообразных вопросов по содержанию, могут быть рекомендованы и другие упражнения, помогающие более глубокому проникновению в смысл читаемого:
- Choose (five) paragraphs from the Reading to give the main idea of each one in as few words as possible.
- Without looking into the Reading try to remember the headlines under which the following sentences...
- What title would you suggest for the extract describing...
- Divide the text into sense parts and supply a title for V u of them.
- Supply titles for 3 passages of the Reading.
- Find 2 - 3 sentences which you can call “key sentences". Trv to explain why ...
Подобные упражнения способствуют более внимательной работе учащихся с текстом и ориентировке в нем, развивают умение извлекать информацию, глубже проникать в смысл читаемого. Данные упражнения развивают умение предвосхищать подтекст, предвосхищать основной смысл текста, выделять сведения, уточняющие содержание, кратко излагать прочитанное своими словами, находить в тексте информацию, раскрывающую основной смысл, давать оценку изложенным фактам и событиям, составлять заголовок к частям текста и т. д.
Эти умения в свою очередь формулируют действие по антиципации (предвосхищению) сообщения, вычленению единиц смысловой информации, интерпретации читаемого, которые, как справедливо указывают ученые, раскрывают суть чтения как учебной деятельности.