Существует немало способов установления в классе порядка и дисциплины. Одни способы эффективнее других, но никому еще не удалось найти какой-то один, универсальный способ, одинаково надежный во всех случаях. Поэтому начинающий учитель всегда должен действовать в зависимости от обстоятельств. Если избранный им подход не решает проблему, нужно прибегнуть к другому, использовать третий - и так до тех пор, пока не будет найдено эффективное решение в каждой конкретной ситуации. Но учитель должен быть реалистом и понимать, что, как бы он порой ни старался, нельзя застраховаться от тех или иных неудач.
Методы обращения с недисциплинированными учащимися, которые мы рекомендуем, прошли Испытание в практике работы многих учителей. Оцениваются эти методы неоднозначно. Мы попытаемся рассмотреть их с точки зрения того, насколько эффективными они оказались, судя по опыту большого числа начинающих учителей.
Беседа с глазу на глаз
Речь идет о наиболее действенном методе разрешения вопросов дисциплины на уроке английского и различных проблемных ситуаций в целом. Искренний, откровенный разговор чаще всего убеждает ученика в том, что для учителя он — личность и что сообща можно попытаться решить возникшую проблему. Беседа с глазу на глаз располагает ученика к большему сотрудничеству: в такой ситуации ему не нужно опасаться за свое достоинство перед одноклассниками и привлекать к себе их внимание.
Порицающие замечания
Это один из наиболее часто используемых методов борьбы с такими незначительными нарушениями дисциплины, как перешептывание, разговоры, невнимательность. Порицания со стороны учителя обычно бывает вполне достаточно для восстановления порядка. Правда, на закоренелых нарушителей дисциплины это далеко не всегда действует, и поэтому к ним приходится применять более крутые меры воздействия. Эффективность порицающего замечания зависит от индивидуальности каждого ученика. Некоторые школьники всеми силами стремятся избежать неодобрения со стороны учителя. Другие в ответ на его замечания лишь пожимают плечами, и, следовательно, учителю приходится думать о каких-то других, дополнительных мерах, способных восстановить в классе должный порядок.