Рационализация

Всем нам приятно быть о себе хорошего мнения и не менее приятно, когда его разделяют другие. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, совершая ошибку или попадая в затруднительное, вызывающее тревогу положение, мы часто бессознательно прибегаем к реакциям определенного типа, чтобы защитить чувство собственного достоинства. Такие реакции пе приносят особого вреда, правда, лишь в том случае, если ими не злоупотреблять. Чтобы выявить учащихся, обыкновенно реагирующих подобным образом, и помочь им, преподаватель постоянно должен быть начеку.

Рационализация

«Не очень-то и хотелось» - фраза, типичная для реакции этого типа. Учащиеся, не добившиеся желаемой цели, обманывают себя, утверждая, что в любом случае цель была не такой уж и желанной. При этом выдвигаются правдоподобные, но не подлинные причины неудачи. Ученик, претендовавший на выборную должность в классе и отвергнутый при голосовании своими товарищами, может утешать себя тем, что он не очень-то и стремилея ее получить, поскольку связанные с ней обязанности требуют чрезмерно больших усилий. В действительности он хотел получить эту должность и вот теперь обманывает себя, придумывая оправдания.

Преподавателю так или иначе приходится иметь дело с учениками, постоянно отыскивающими объективные причины своего плохого поведения, опозданий, невыполнения заданий и т. д. Коль скоро это происходит нечасто но может случиться с любым учащимся, это не должно вызывать особого беспокойства и опасений. Иное дело, если учитель подозревает конкретного ученика в явном злоупотреблении рационализацией. В этом случае ученику требуется содействие в выработке реалистического взгляда на вещи. Итак, рационализация - это самообман, поиск ложных оправданий, а не подлинное стремление исправить свой промах или ошибку.

Запишись на бесплатный вводный урок
Идет загрузка