Один и тот же вопрос не дает покоя всем начинающим учителям: «Что следует принимать во внимание, оценивая успехи учащегося?» В значительной мере итоговая оценка знаний школьника определяется в основном подсчетом баллов за выполненные им различные тесты. Однако при оценке его познавательного прогресса следует принимать во внимание и другие факторы, такие, как качество выполнения домашних заданий, письменных и иных самостоятельных работ, а также устные ответы в классе. Поскольку объем домашних, письменных и устных заданий колеблется в зависимости от конкретного предмета и педагогических подходов того или иного учителя, то не может быть раз и навсегда установлен удельный вес каждого из этих аспектов учебной работы при выведении итоговой оценки по предмету. Скажем, на уроках иностранного языка устной работе уделяется гораздо больше внимания, чем на занятиях по химии. Следовательно, итоговая оценка выводится исходя в основном из устных ответов учащегося.
Некоторые учителя усиленно поощряют внеаудиторную работу над самостоятельными заданиями-проектами, другие обходятся без этой формы обучения. Одни школьные курсы требуют проведения лабораторных занятий, другие их не предусматривают. Разное внимание уделяется домашним заданиям и т. д. В конечном итоге удельный вес каждого рода занятий определяется непосредственно самим учителем – ведь сами ситуации и постановка обучения в его классе в чем-то отличаются от того, что можно обнаружить в классах других учителей. Поэтому при выведении промежуточного или итогового балла учитель должен прежде всего принять решение относительно составляющих компонентов оценки, а затем определить удельный вес каждого из них.
Подобная система выведения итоговой оценки обладает рядом преимуществ, поскольку дает возможность учитывать множество аспектов учебной работы учащегося. В его актив зачисляется работа, выполнение внеаудиторных заданий, каждодневная подготовка, способность усваивать материал и оперировать им. Комплексный подход к выведению итоговой оценки означает, что школьник должен с той же отдачей заниматься по всем аспектам учебной работы, если он хочет получить высокий итоговый балл. Это побуждает его к постоянной активности и не позволяет ему расслабляться в ожидании проводимых время от времени тестов.