Еще один путь удовлетворения познавательных потребностей учащихся с незаурядными способностями - организация так называемого ускоренного обучения. Его программа предполагает досрочное завершение школьного образования и порою сочетается с дополнительными познавательными аспектами независимо от того, как осуществляется обучение - в однородных или неоднородных группах.
Формы ускоренного обучения могут быть различными. Одаренному ребенку могут разрешить начать учебу в школе раньше обычного. В ее стенах ему предоставляется возможность освоить программу быстрее, чем это по силам детям со средними способностями. Еще сравнительно недавно была распространена практика досрочного перевода из класса в класс, но в настоящее время это наблюдается довольно редко. При ускоренном обучении возможны следующие организационные подходы: более быстрый темп обучения по различным дисциплинам; создание специальных групп ускоренного обучения; сдача тестов по определенной дисциплине экстерном. Могут также использоваться индивидуализированное, программированное обучение, наконец, обучение с помощью компьютеров.
Хотя при ускоренном обучении одаренные учащиеся имеют возможность овладевать школьной программой в соответствии со своими способностями, у этой системы есть противники. Их главный аргумент заключается в следующем: хотя тот или иной школьник в интеллектуальном отношении может на несколько лет обгонять своих сверстников, по другим показателям своего развития - скажем, в физическом, социальном, эмоциональном плане -он может от них отставать.