Этот термин понимают по-разному. Но как правило, дисциплина ассоциируется с умением учащихся контролировать свое поведение и способами содействия этому процессу. Следовательно, дисциплину можно определить как выработку самоконтроля и правильного поведения учащегося при активной систематической помощи со стороны школы и учителя. Таким образом, мысли, поступки, эмоциональные состояния ученика должны направляться на достижение надлежащих целей. Необходимо также согласие ученика на активное сотрудничество, а это требует самоконтроля, иными словами, готовности делать не только то, что интересно, но и то, что воспринимается как нечто скучное и ненужное.
Наилучший вариант самоконтроля основан на понимании и добровольном принятии учеником определенных ценностных установок. Он, например, живо участвует в занятиях на уроке, так как они его интересуют или благодаря тому, что он сознает познавательную ценность изучаемого предмета. Он соблюдает на уроке соответствующие правила поведения, ибо понимает, что это в его интересах.
К сожалению, учащиеся вследствие своей социальной незрелости не всегда могут выбрать правильную линию поведения. В этом случае требуется вмешательство со стороны, чтобы стимулировать самоконтроль и привести их поведение в соответствие с требуемыми нормами. Естественно, что к нерадивым должны быть приняты надлежащие меры за невыполнение домашних заданий, нарушение порядка в классе и так далее. Во избежание наказаний многие учащиеся работают должным образом и соблюдают общепринятые в школе нормы, хотя их мотивация в данном случае оставляет желать лучшего.
Одна из основных задач учителя состоит в том, чтобы выработать внутреннюю мотивацию у своих учеников. Тогда на основе собственной доброй воли они легче преодолеют трудности учебной работы. Учитель изо дня в день воспитывает у своих подопечных чувство самоконтроля. Тем не менее возмутители спокойствия не забудут напомнить о себе. То же можно сказать об отстающих в учебе. Причины для этого всегда найдутся: иногда вину должен взять на себя учитель, иногда - учащийся. Бывает, что винить не следует ни того, ни другого, а окружение ученика или состояние его здоровья. Каковы бы ни были причины тех или иных конфликтных ситуаций, выявить их, учитель должен внести необходимые поправки в свою работу.