Вежливость. Для начинающего преподавателя вежливость должна стать той привычной и естественной нормой поведения, без которой невозможны человеческие отношения.
Учтивость порождает ответную учтивость. Следует всегда помннть: трудно ожидать от учащихся проявления тех качеств, которыми не обладаешь сам.
Пунктуальность
Точность означает надежность. Если начинающий учитель всегда пунктуален, вовремя начинает и заканчивает свои уроки, без промедлений исполняет данные ему поручения – значит, на него можно положиться. Это качество особенно ценится школьным руководством. Начинающему педагогу достаточно проявить некоторую небрежность, чтобы испортить себе репутацию. Известен, случай, когда отношение администрации к начинающему учителю заметно ухудшилось только из-за того, что он ежедневно приходил в школу за одну-две минуты до начала урока. В класс он входил Точно по звонку. И все же это вызвало сильное раздражение одного из членов школьного руководства, который так высказался по этому поводу: «В нашей школе принято, чтобы учителя приходили за двадцать минут до начала занятий. Не понимаю, почему нужно делать исключение для новичка?»
Пунктуальность нередко влияет на отношения с коллегами. Прежде всего это относится к своевременному окончанию урока. Чрезмерно увлекшийся или не слишком внимательный педагог может задержать класс после звонка, чтобы успеть закончить обсуждение материала. Поскольку перемены в школе небольшие, учащиеся опаздывают на следующий урок. Это мешает другому преподавателю нормально начать работу и, естественно, вызывает недовольство. Начинающий учитель всегда должен следить за тем, чтобы точно по звонку отпустить класс. Задерживать учащихся сверх положенного недопустимо. То, что обсуждается в классе, безусловно, важно, но не настолько, чтобы нельзя было отложить до следующего раза.
Пунктуальность педагога сказывается и на поведении учеников. Если учитель начинает занятия точно по звонку, то ученики обязательно постараются вовремя явиться в класс, чтобы сразу же приступить к работе. Если же преподаватель не отличается пунктуальностью, то от его учеников нередко можно услышать: «Ему все равно, опоздаю я или нет» или: «Он все равно никогда точно не начинает урок». Подобное отношение со стороны учащихся вносит беспорядок в работу. К тому же в таких случаях у школьников не вырабатывается жизненно необходимая привычка соблюдать точность, связанная с ответственным отношением к чужому времени.