Одобрение со стороны учителя. Образно выра¬жаясь, похлопывание по спине за хорошо выполнен¬ную работу неизменно стимулирует учащегося про¬должать усердно трудиться. Слова и жесты одобре¬ния следует адресовать не только лучшим ученикам, но и всем тем, кто проявляет старание в учебной ра¬боте. Более того, разумная одобрительная оценка со стороны учителя может произвести настоящую мета¬морфозу со слабоуспевающим учеником, который учится ниже своих возможностей.
Порицание со стороны учителя. Эффективность порицания зависит от индивидуальных особенностей того, кому оно адресовано. Некоторые учащиеся обо¬стренно воспринимают критику учителя. Такие уче¬ники во избежание повторных порицаний готовы тру¬диться не покладая рук, в особенности если крити¬ческие замечания сделаны уважаемым и любимым педагогом. На других порицания учителя не оказы¬вают никакого воздействия. В целом критические за¬мечания призваны побудить учащихся устранить вызвавшие их причины. Разумеется, критика достиг¬нет своей цели только в том случае, если учащийся осознает ее справедливость.
Поощрение. Некоторые учителя считают этот источник мотивации очень эффективным. Его можно поставить в один ряд с одобрением, поскольку поощ¬рение также является внешним выражением призна¬ния хорошей работы. Учителями используются раз¬личные формы поощрения. Освобождение лучших учеников от выполнения зачетного контрольного тес¬та может заставить остальных подтянуться до их уровня. Поощрение в виде вынесения благодарности, награждения особым значком или предоставления определенных привилегий за незаурядные успехи в учении, безусловно, стимулирует школьников к даль¬нейшему улучшению учебы .
Наказания. Для учащегося наказание создает по¬будительный стимул негативного характера и дей¬ствует как сдерживающий фактор. Многие учащиеся стараются учиться лучше, только бы избежать нака¬зания. Но как источник мотивации этот метод вызы¬вает большие сомнения, поскольку он основан на страхе. Тем не менее к нему целесообразно прибе¬гать в тех случаях, когда ученик отвергает все дру¬гие источники мотивации.
Влияние родителей. От самих родителей зависит, станут ли они мотивирующей силой в интеллектуаль¬ном развитии своих детей. Родители, знающие цену образованию, постоянно поощряющие своих детей учиться, проявляющие живой интерес к делам шко¬лы, подают хороший пример молодому поколению. И наоборот, родители, не интересующиеся учением своих детей, по меньшей м,ере косвенно принижают значение образования и формируют у них пренебре¬жительное отношение к школе.