Противники «однозначных» тестов оспаривают эту точку зрения, утверждая, что этим преимуществам приносятся в жертву многие другие важные вещи: учащийся лишается возможности самовыражения, демонстрации умения структурировать, синтезировать оценивать познавательный материал. Хотя контрольные вопросы в этих тестах могут требовать от учащегося умения оценивать, сравнивать и т. д., тем не менее тестирование на этой основе далеко уступает тестовому контролю знаний, который предполагает творческую работу со стороны учащихся.
Комбинированные тесты
Указанные подходы к тестированию знаний учащихся не являются взаимоисключающими. Тесты обоих типов могут и должны использоваться, причем лучше всего в сочетании, что позволяет сохранить присущие им преимущества. Большее количество вопросов, предполагающих однозначные ответы, позволяет провести широкое выявление уровня усвоения материала. В то же время включение в комбинированный тест нескольких «творческих» вопросов дает возможность школьнику выразить свои мысли. Обыкновенно выбор типа теста зависит от тематического материала либо от цели, которую поставил перед собой учитель. Если задача педагога на данном уроке проверить знание фактического материала, то ученикам достаточно выполнить тест, предусматривающий однозначные ответы. Но если учитель ставит своей целью определить, как глубоко учащиеся поняли этот материал и могут ли применять его на практике, то более подходящим становится тестирование, предполагающее нешаблонные, творческие ответы.