Начинающий педагог должен со всей серьезностью отнестись к первому этапу своей профессиональной деятельности, за который он еще должен отчитываться перед своим колледжем. Ко многому ему придется приспосабливаться, быть умелым тактиком. Именно это поможет ему достичь успеха.
После встречи с представителем школьной администрации, ответственным за работу начинающих учителей, практикант «закрепляется» за определенным педагогом, выполняющим роль инструктора. Это опытный преподаватель, который не только советами, но и личным примером может оказать значительную помощь в профессиональном становлении молодого учителя. Заняв в классе место своего куратора, начинающий педагог должен помнить, что, как бы ни расширялся круг его профессиональных обязанностей по мере накопления практического опыта, ответственность за результаты учебной работы по-прежнему несет его старший коллега. Учитель-куратор может настаивать на том, чтобы в классе соблюдался прежний порядок учебной работы. Он несомненно потребует от своего подопечного тщательной подготовки к каждому уроку, а также заблаговременного составления письменных поурочных планов. В случае необходимости он несомненно внесет в них коррективы.
Естественно, что начинающий учитель должен добросовестно готовиться к занятиям. При этом ему следует помнить, что только в результате упорных усилий он сможет приблизиться к тому уровню работы в классе, которого добился его опытный коллега. Начинающий учитель не должен забывать и о том, что от него зависят результаты работы целого класса. Стоит ему пренебречь своим долгом, и цели обучения, запланированные на время его работы, не будут достигнуты.
Очевидно, что начинающему учителю необходимы хорошие отношения с учащимися точно так же, как и добрые отношения с коллегами. В противном случае учебная работа будет постоянно тормозиться. Ведь школьники с большим усердием и охотой учатся у любимого ими педагога, чем у нелюбимого. Многое из того, что сказано в предшествующих главах об установлении добрых человеческих отношений, можно распространить и на взаимоотношения начинающего учителя с педагогическим персоналом школы.